С конца сентября рынок управления коммерческой недвижимостью переживает волну очередных требований «оптимизаций всего», постановки тендеров на паузу, дефицита ключевых и линейных специалистов, «расходников», оборудования и программного обеспечения. Текст: Евгений Арсенин. Гид «Управление недвижимостью» 2022г.
Изменения начались еще с начала 2022 года на фоне введенных санкций, которые привели к нарушению логистических цепочек поставок товаров, росту стоимости, приостановке деятельности и уходу отдельных операторов – как в PM, так и в FM (имеется в виду уход международных сервисных компаний. – Ред.), вспоминает Анна Никандрова, партнер Nikoliers. Ситуация же последних трех месяцев вынуждает кардинально перестраивать многие устоявшиеся алгоритмы работы. Однако до событий конца сентября можно было сказать, что произошла очередная адаптация к новым ограничениям и рынок пришел в относительно устойчивое состояние: это прослеживалось по бизнес-активности, показателям объектов и планам развития клиентов, указывает Михаил Сафонов, директор по развитию Property Management и Retail Knight Frank PM. Но теперь горизонт планирования сократился до одного дня, добавляет Роман Бойко, генеральный директор Urbitec FM. «Давать какие-либо прогнозы затруднительно, ситуация меняется даже не каждый день, а чаще,– поясняет он.– Но, как бы ни развивались события, управляющие компании продолжают работать много и круглосуточно. Мы все постоянно держим руку на пульсе и сейчас находимся в поиске и замене поставщиков по ряду направлений, используем отечественные аналоги материалов и оборудования и продолжаем оказывать качественное и оперативное обслуживание объектов наших клиентов».
Экономика и жизнь
Уже сейчас более 50% клиентов обратились с запросом на оптимизацию, делится Андрей Кротков. Боль у каждого своя: где-то обрушился арендный поток, у бюджетников возникли проблемы с казначейским финансированием. Заказчикам сейчас вообще не важно, на чем конкретно экономить, добавляет эксперт. Приветствуются любые варианты – сокращение объема оказываемых услуг, изменения периодичности их оказания, переход на бюджетные «расходники». «Но перспективы у собственников объектов, которые заиграются в оптимизацию расходов на эксплуатацию, печальные, – убежден эксперт. – Неисполнение подрядчиками обязательств по договору приведет к активной претензионной работе и штрафам, а те впоследствии – к расторжению договоров. Собственникам придется повторно проводить тендеры и заключать более дорогие новые контракты. В итоге получаем увеличение технических рисков на необслуживаемых объектах и, как следствие, рост аварийных ситуаций, предписаний от контрольно-надзорных ведомств, уголовные дела и закрытие объектов». Однако примеры, когда некоторые небольшие собственники требуют оптимизации затрат в ущерб качеству, на рынке появляются все чаще. И они к этому готовы, однако возможно это не всегда. Главная проблема для FM – сильная волатильность расходов, начиная от закупки материалов и оборудования и заканчивая стоимостью специализированных работ, добавляет эксперт. Растет и дефицит рабочих ресурсов, в первую очередь так называемых «синих воротничков»: клинеров, дворников/трактористов, младшего технического персонала, техников строительных специальностей. «В последние несколько лет в сегменте нашего рынка мы слышим такие слова, как оптимизация/экономия/сокращение внутренних расходов, – вздыхает Роман Бойко. – Безусловно, это имеет место быть, но только если не влияет на качество обслуживания и безопасность объекта. Мы же считаем, что для компаний, предоставляющих услуги на рынке управления, непрерывная разработка и внедрение новых решений для улучшения качества и оперативности обслуживания сегодня уже не тренд, а необходимость. По крайней мере, для себя мы выбрали именной такой вектор развития. Чем сложнее время, тем сильнее растет потребность в новых технологичных продуктах, которые позволят оптимизировать процессы и сократить расходы. На сегодняшний день нашей командой на базе отечественного ПО и аппаратных компонентов уже реализовано несколько проектов, способствующих не только достижению вышеперечисленных показателей, но и автоматизации комплексов инженерной инфраструктуры объектов недвижимости».
Вход и выход
Очевидно, что в условиях, когда практически вся экономика на паузе, реализация новых и модернизация уже существующих объектов под большим вопросом, резюмирует Роман Бойко. «Быстрая адаптация к новым реалиям продолжает оставаться важнейшей задачей,– уверен он.– Чтобы как можно раньше вернуться к прежним темпам деловой активности, нужно продолжать работать с утроенной силой, искать компромиссы, договариваться, принимая совместные сбалансированные решения. К уже известным сценариям управления добавляется еще один: пошаговый план с минимальным горизонтом. Необходимы ежедневная сверка и немедленная адаптация, в противном случае любое событие может изменить всю картину. Чтобы отвечать запросам клиентов и сокращать внутренние расходы, участники рынка вынуждены разрабатывать новые технологические решения. И новая экономическая реальность не изменит общий тренд на цифровизацию. Все ищут способы повышения эффективности, а это неизбежно приведет к тому, что цифровые технологии будут востребованы».
Источник - CRE https://www.cre.ru/news/89062
15 ноября 2022
Новости
Нужна консультация?
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос
Задать вопрос