В ответ на внешнее санкционное давление государственные и окологосударственные органы разрабатывают инициативы, запрещающие привязку цены договора к иностранной валюте или мировым товарным индексам.
«В последнее десятилетие привязка к стоимости работ, услуг и материалов к валюте резко сократилась. Исключение составляют контракты, где контрагент, экспортер – иностранные компании, и действующим законодательством не запрещены взаиморасчеты в иностранной валюте, — делится мнением с журналом CRE генеральный директор Urbitec FМ Роман Бойко. — Валютные контракты сохраняются в экспортирующих организациях и в арендных отношениях, где арендодатель не является резидентом. Привязка обычно происходит к валюте страны, в которой расположен головной офис компании. Обычно это курс ЦБ для евро или доллара, иногда с некоторым коэффициентом».
Возможное принятие законопроекта позволит уберечь пользователей от рисков, связанных с колебанием валют, и предотвратит излишнюю волатильность российской валюты, уверен Роман Бойко. «Для российского рынка это даст спокойствие, ведь при условии резкого роста иностранных валют многие контракты не были бы заключены или были бы под риском расторжения, – поясняет он. – Что касается иностранных организаций – думаю, что ими будет разработан некий коэффициент, который они будут добавлять к рублевой стоимости контрактов для исключения денежных потерь. Экспортирующим организациям это нанесет урон: вывод денег с их рублевых счетов будет ограничен, а какие-то из них могут уйти с российского рынка. Это приведет к неизбежной монополии в некоторых секторах, что неблагоприятно скажется на конечном потребителе и, возможно, качестве услуг. Рынок страхования и банковский сектор, например, неизменно привязаны к курсам иностранных валют. Переаккредитация и невозможность рефинансирования кредитов могут усугубить финансовое состояние, компании переосмыслят свой потенциал и финансовое планирование, мы можем увидеть уход некоторых игроков».